Распоряжение Комитета по социальной политике 16.06.2014 № 155-р

Распоряжение Комитета по социальной политике 16.06.2014 № 155-р

Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга 16.06.2014 № 155-р Методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры

Приложение к распоряжению
Комитета по социальной
политике Санкт-Петербурга
от____________№ _________

Методические рекомендации
по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения
к объектам социальной инфраструктуры


1. Введение
Методические рекомендации по организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры (далее - Методические рекомендации) разработаны с целью совершенствования деятельности по сбору и систематизации информации о доступности объектов социальной инфраструктуры Санкт-Петербурга в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, в том числе включенных:
- в основной и дополнительный перечни видов социально-значимых объектов Санкт-Петербурга, расположенных на территории Санкт-Петербурга, для предоставления услуг социального такси, утвержденные распоряжением Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга от 18.10.2013 № 323-р «О реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 03.10.2006 № 1200», в Адресный перечень мероприятий Программы «Создание доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге» на 2013-2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2013 № 52-рп, в адресные программы (планы мероприятий) обеспечения нормативных требований по созданию доступной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности в объектах социальной инфраструктуры, разработанные исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга.

Методические рекомендации предназначены для работников территориальных и отраслевых исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, а также для организаций независимо от организационно-правовых форм, осуществляющих деятельность по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
Основным способом получения информации о доступности объектов является обследование (анкетирование) объектов социальной инфраструктуры, оформленное соответствующим документом (анкетой).
Результаты обследования (анкетирования) объектов являются основой для формирования:
- мероприятий по приведению объектов социальной инфраструктуры (далее – ОСИ) в соответствие с нормативными требованиями и созданию в конечном итоге условий для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ;
- электронных паспортов ОСИ;
- карт доступности ОСИ районов.

Методические рекомендации позволят:
- унифицировать процесс обследования ОСИ на предмет их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – МГН);
- автоматизировать процесс обработки информации о степени доступности ОСИ для МГН посредством подсистемы «Доступная среда» автоматизированной информационной системы «Электронный социальный регистр населения Санкт-Петербурга» (далее – подсистема «Доступная среда»), оператором которой является Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Городской информационно-расчетный центр»(СПб ГКУ «ГИРЦ»);
- оптимизировать управленческие решения по проведению мероприятий
- по обеспечению доступности ОСИ для МГН в соответствии с нормативными требованиями.

Методические рекомендации предусматривают оценку доступности ОСИ в подсистеме «Доступная среда» для следующих категорий инвалидов: передвигающихся на креслах-колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с нарушением слуха, с нарушением зрения, с умственными нарушениями.

Варианты графического отображения категорий инвалидов, используемые в подсистеме «Доступная среда»:

- для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках;
- для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- для инвалидов с нарушением зрения;
- для инвалидов с нарушением слуха, речи;
- для инвалидов с  умственными нарушениями.

Методические рекомендации подготовлены с учетом требований свода правил СП 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 № 605 (вступившего в силу с 01.01.2013) и в соответствии с методикой, позволяющей объективизировать и систематизировать доступность объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения, с возможностью учета региональной специфики, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 № 627.

2. Основные понятия
Анкетирование ОСИ на предмет их доступности для МГН (далее - анкетирование) – сбор сведений о соответствии ОСИ нормативным требованиям в части обеспечения доступной среды жизнедеятельности для МГН (далее – нормативные требования).
Анкета – форма документа, в который заносятся сведения о соответствии ОСИ нормативным требованиям в части обеспечения доступной среды жизнедеятельности для МГН, в том числе инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, инвалидов с нарушением зрения, инвалидов с нарушением слуха, речи, инвалидов с умственными нарушениями.
Административные здания – здания и помещения, имеющие ряд общих функциональных и объемно-планировочных признаков и предназначенные преимущественно для умственного труда и непроизводственной сферы деятельности, отличающихся от зданий для осуществления деятельности по производству материальных ценностей или услуг населению.
Доступные для МГН здания и сооружения – здания и сооружения, в которых реализован комплекс архитектурно-планировочных, инженерно-технических, эргономических, конструкционных и организационных мероприятий, отвечающих нормативным требованиям.
Доступность (безбарьерность) – свойство здания, помещения, места обслуживания, позволяющее беспрепятственно достичь места и воспользоваться услугой.
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – люди, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве. К МГН относятся: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших возрастов, люди с детскими колясками.  
Ограничение жизнедеятельности – полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Объекты социальной инфраструктуры – здания, сооружения, их комплексы и входящие в их состав помещения многоквартирных домов, учреждений социального, медицинского, бытового, культурно-зрелищного, торгового, кредитно-финансового, банковского, гостиничного, туристического, санаторно-курортного и пассажирского обслуживания населения, воспитания, образования, отдыха, туризма, спорта и трудовой деятельности, по предоставлению услуг связи и информационных услуг, иных учреждений и организаций, связанных с обеспечением жизнедеятельности и обслуживанием населения, в том числе участки и элементы застройки территорий указанных учреждений, а также все виды железнодорожного, воздушного, водного, междугородного автомобильного транспорта, городского и пригородного пассажирского транспорта.
Разумное приспособление – при невозможности доступного оборудования всего здания выделение в уровне входа специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании (вариант "Б").
Система средств информации (информационные средства) – совокупность носителей информации, обеспечивающих для МГН своевременное ориентирование в пространстве, способствующих безопасности и удобству передвижения, а также информирующих о свойствах среды жизнедеятельности.
Универсальный проект – доступность для инвалидов любого места в здании, а именно - общих путей движения и мест обслуживания - не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания (вариант "А").
Понятия и термины, используемые в настоящих Методических рекомендациях, не указанные в настоящем пункте, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга.

3. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.
Для формирования Реестра ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, государственных учреждений, находящихся в ведении иных исполнительной органов государственной власти Санкт-Петербурга (далее – ИОГВ) и расположенных на территории районов, а также негосударственных учреждений, расположенных на территории районов (далее – Реестр), целесообразно привлечь Центры социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов (далее – Центры) соответствующих районов или при их отсутствии в районе структурные подразделения Комплексных центров социального обслуживания населения. Реестр формируется по форме в соответствии с приложением № 1 к Методическим рекомендациям.
В случае если в администрации района Санкт-Петербурга имеется база данных организаций, находящихся на территории района, целесообразно воспользоваться ею для составления Реестра по форме приложения №1 к Методическим рекомендациям. Если в имеющейся базе данных отсутствуют какие-то сведения, требующиеся для составления Реестра, рекомендуется направить в организации титульный лист Анкеты для получения общих сведений об объекте.
Результатом обследования ОСИ на предмет доступности для МГН является заполненная анкета по определению доступности ОСИ для инвалидов и других МГН (далее - Анкета).
Анкета (приложения № 2, № 2А, № 2Б к Методическим рекомендациям) разработана на основании нормативных документов по обеспечению доступности ОСИ для МГН и с учетом дальнейшей автоматизированной обработки в подсистеме «Доступная среда». Инструкция по заполнению Анкеты приведена в приложении № 1 к Анкете. Пример заполнения Анкеты приведен в приложении № 2 к Анкете.
Анкетированию подлежат все введенные в эксплуатацию ОСИ.
Анкетирование жилых домов проводится по Анкете (приложение № 2 к Методическим рекомендациям) в соответствии с Алгоритмами действий № 1 и 2 (приложения № 6 и 7 к Методическим рекомендациям).
Анкетирование квартир производится по Анкете (приложение № 2А к Методическим рекомендациям) в случае обращения инвалида – собственника/нанимателя квартиры в домах государственного, муниципального, частного жилищного фонда (формы собственности жилищного фонда указаны согласно статье 19, части 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Анкетирование жилых помещений в специализированных типах ОСИ (дома-интернаты, реабилитационные центры, санаторные, учебно-профилактические учреждения), учреждениях временного пребывания (гостиницы, отели, кемпинги) производится по Анкете (приложение № 2Б к Методическим рекомендациям).
Перечень нормативно-методических документов, которыми следует руководствоваться при проведении анкетирования объектов социальной инфраструктуры, приведен в приложении № 4 к Методическим рекомендациям.
В администрациях районов Санкт-Петербурга в целях реализации полномочий в части обеспечения формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения на территории района, предусмотренных пунктами 2.3.5, 3.3.6, 3.3.27, 3.3.28, 3.5.11 Положения об администрациях районов Санкт-Петербурга, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.08.2008 № 1078 (с изменениями от 07.02.2014 № 73), создаются Комиссии по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения (далее – Комиссия). Примерное положение о Комиссии представлено в приложении № 5 к Методическим рекомендациям.

3.1. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в государственные ОСИ, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга.
В соответствии с п.1.1. распоряжения Правительства Санкт-Петербурга от 29.04.2008 № 44-рп «Об организации работы администраций районов Санкт-Петербурга по обеспечению капитального и текущего ремонта зданий и помещений государственных учреждений Санкт-Петербурга, подведомственных администрациям районов Санкт-Петербурга» в районах Санкт-Петербурга созданы государственные учреждения – службы заказчика (далее – районные службы заказчика).
Учитывая цели и задачи районных служб заказчиков, рекомендуется возложить обязанности по оказанию содействия в формировании перечня работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, на районную службу заказчика.
Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в государственных учреждениях, находящихся в ведении администраций районов Санкт-Петербурга, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий № 1 (приложение № 6 к Методическим рекомендациям).

3.2. Организация деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении иных ИОГВ и расположенных на территории районов Санкт-Петербурга.
Важное значение для жизнедеятельности инвалидов имеют ОСИ негосударственных учреждений (организаций) - магазины, аптеки, рынки, кредитно-финансовые организации, учреждения культуры, общественного питания, бытового обслуживания и др.
Указанные организации в соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» должны также создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к ОСИ.
Анкетирование ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении иных ИОГВ, и расположенных на территории районов, может проводиться двумя способами:
1. Организация, которой принадлежит ОСИ (в том числе на правах аренды) и которая добровольно намерена обеспечить доступность ОСИ для МГН, заполняет направленную Центром Анкету. Заполненная Анкета, вместе с фотографиями существующих зон ОСИ подлежит передаче в Комиссию или в СПб ГБУ «Служба заказчика администрации _______ района Санкт-Петербурга».
При осуществлении этой работы необходимо также информировать руководителей учреждений (организаций) о том, что в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 30.06.2004 № 387-58 «О методике определения арендной платы за объекты нежилого фонда, арендодателем которых является Санкт-Петербург», арендаторам возмещаются затраты на создание для инвалидов беспрепятственного доступа к ОСИ.
Учреждения (организации) на договорной основе могут привлекать к анкетированию ОСИ другие организации, осуществляющие свою деятельность согласно уставным документам в области обеспечения условий доступности ОСИ для МГН.
Деятельность по созданию условий для беспрепятственного доступа МГН в ОСИ негосударственных учреждений (организаций), а также в ОСИ государственных учреждений, находящихся в ведении иных ИОГВ и расположенных на территории районов, рекомендуется осуществлять в соответствии с алгоритмом действий № 2 (приложение № 7 к Методическим рекомендациям).
2. Анкетирование (с уведомлением владельцев ОСИ) членами Комиссии, назначенными руководителями администраций районов. Этот способ применяется, когда владельцы ОСИ уклоняются от создания условий для беспрепятственного доступа МГН. Результаты анкетирования и выводы по ним, подписанные председателем Комиссии, передаются в соответствующие инстанции (судебные органы, органы прокуратуры) для привлечения к административной ответственности юридических и должностных лиц в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Этот способ применяется и в случаях, когда необходимо провести анкетирование ОСИ негосударственных учреждений (организаций) по обращениям граждан, общественных организаций инвалидов, членов общественной инспекции по контролю за созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге (далее – общественная инспекция), а также в иных случаях, требующих оперативного проведения анкетирования.

4. Порядок разработки администрациями районов Санкт-Петербурга адресных программ обеспечения нормативных требований по созданию доступной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности в объектах социальной инфраструктуры.
ОСИ, прошедшие процедуру анкетирования и согласования в Комиссии, включаются в адресную программу обеспечения нормативных требований по созданию доступной среды для лиц с ограничениями жизнедеятельности в объектах социальной инфраструктуры по варианту «А» или «Б» (далее – Адресная программа) на следующий год/годы. Форма и пример составления Адресной программы приведены в приложении № 8 к Методическим рекомендациям.
ОСИ, включенные в Адресную программу, группируются по разделам Перечня приоритетных видов объектов социальной, транспортной, производственной инфраструктуры, приведенного в приложении № 3 к Методическим рекомендациям. Единообразие видов ОСИ необходимо для дальнейшего автоматизированного учета деятельности по созданию доступной среды жизнедеятельности для инвалидов.
В числе первоочередных и обязательных мероприятий Комиссией предусматриваются мероприятия по обеспечению доступности для МГН тех учреждений, которые чаще всего посещают инвалиды (аптеки, продовольственные магазины, супермаркеты, кредитно-финансовые организации, рынки, общественные туалеты и т.п.). Включение в адресную программу негосударственного учреждения (организации) осуществляется по согласованию с владельцами ОСИ негосударственного учреждения (организации).
Адресная программа утверждается соответствующим распоряжением администрации района Санкт-Петербурга.
Контроль за выполнением мероприятий адресной программы (сбор и анализ информации от исполнителей мероприятий, организация проверок выполнения мероприятий) осуществляется Комиссией.
Сбор информации о выполнении в администрации района адресной программы необходимо организовывать с периодичностью 1 раз в полугодие (до 12 июля и до 12 января) и в целях обобщения полученных сведений направлять отчет об их исполнении в Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга до 15 июля и до 15 января по форме, указанной в приложении № 9 к Методическим рекомендациям.

5. Обеспечение участия представителей общественности и общественных организаций инвалидов в организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры.

5.1. В целях обеспечения участия инвалидов и людей с ограниченными возможностями в организации деятельности по созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры представители районных отделений региональных общественных организаций Всероссийских обществ инвалидов, слепых, глухих и других общественных организаций, обеспечивающих защиту прав маломобильных групп населения, включаются в состав Комиссий по координации деятельности и контролю в сфере формирования доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения при администрациях районов Санкт-Петербурга.
5.2. В целях общественного контроля за созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Санкт-Петербурге создается общественная инспекция инвалидов в соответствии с Положением по организации деятельности общественной инспекции инвалидов по общественному контролю за созданием доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других маломобильных групп населения в Санкт-Петербурге, являющимся приложением № 10 к настоящим Методическим рекомендациям.

Районные представители общественной инспекции инвалидов включаются в состав Комиссии соответствующего района.