Версия для слабовидящих
Обычная версия
г.Санкт-Петербург, ул.Кирочная д.33
10:00 - 18:00 по МСК

Особенности развития мелкой моторики детей с ДЦП

Детский
церебральный паралич (ДЦП) — заболевание центральной нервной системы при
ведущем поражении двигательных зон и двигательных проводящих путей
головного мозга.
Одной из особенностей, характеризующей ДЦП,
является нарушение мелкой моторики рук, тонуса их мышц, наличие
насильственных усилий, неточность движений руками и нарушение
формирования конечностей.
Разнообразие двигательных
нарушений у детей с детским церебральным параличом обусловлено рядом
факторов, связанных со спецификой заболевания.
1. Нарушение
мышечного тонуса (по типу спастичности, ригидности, гипотонии,
дистонии). Любой двигательный акт сопровождается мышечный тонус. Часто
наблюдается повышение мышечного тонуса – спастичность, когда мышцы
напряжены (характерно нарастание мышечного тонуса при попытках
произвести то или иное движение, особенно при вертикальном положении
тела).
2. Ограничение или невозможность произвольных движений
(парезы и параличи). В зависимости от тяжести поражения мозга может
наблюдаться полное или частичное отсутствие тех или иных движений.
Полное отсутствие произвольных движений, обусловленное поражением
двигательных зон коры головного мозга и проводящих двигательных путей,
называется центральным параличом (ребенок затрудняется или не может
поднять руки вверх, вытянуть их вперед, в стороны, согнуть или разогнуть
ноги, затрудняется ходьба), а ограничение объема движений – центральным
парезом (страдают в первую очередь наиболее тонкие и дифференцированные
движения, например изолированные движения пальцев рук).
З. Наличие
насильственных движений характерны для многих форм ДЦП. Они могут
проявляться в виде гиперкинезов (непроизвольных насильственных движений,
обусловленных переменным тонусом мышц, с наличием неестественных поз) и
тремора (дрожание пальцев рук и языка).
4. Нарушение равновесия и
координации движений (атаксия). Туловищная атаксия проявляется в
неустойчивости при сидении, стоянии и ходьбе. В тяжелых случаях ребенок
не может сидеть или стоять без поддержки. Отмечается неустойчивость
походки: дети ходят на широко расставленных ногах, пошатываясь,
отклоняясь в сторону. Нарушения координации (ребенок не может точно
захватить предмет и поместить его в заданное место; при выполнении этих
движений он промахивается, у него наблюдается тремор).
5. Нарушение
ощущений движений (кинестезий). Развитие двигательных функций тесно
связано с ощущением движений. Ощущение движений осуществляется при
помощи специальных чувствительных клеток, которые дают информацию о
положении конечностей и туловища в пространстве, степени сокращения мышц
(так у детей с детским церебральным параличом бывает ослаблено чувство
позы или искажено восприятие направления движения – движение пальцев рук
по прямой ощущается как движение по окружности или в сторону).
6.
Недостаточное развитие цепных установочных выпрямительных рефлексов
(статокинетических рефлексов). Статокинетические рефлексы обеспечивают
формирование вертикального положения тела ребенка и произвольной
моторики, при их недоразвитии ребенку трудно удерживать в нужном
положении голову и туловище. В результате он испытывает трудности в
овладении навыками самообслуживания, трудовыми и учебными операциями.
7.
Синкинезии – это непроизвольные содружественные движения,
сопровождающие выполнение активных движений (например, при попытке взять
предмет одной рукой происходит сгибание другой руки; ребенок не может
разогнуть согнутые пальцы рук, а при выпрямлении всей руки пальцы
разгибаются).
Двигательные нарушения у детей с церебральным параличом могут иметь различную степень выраженности.
При
тяжелой степени ребенок не овладевает навыками ходьбы и манипулятивной
деятельностью. Он не может самостоятельно обслуживать себя.
При
средней степени двигательных нарушений дети овладевают ходьбой, но ходят
неуверенно, часто при помощи специальных приспособлений (костылей,
канадских палочек и т. д.). Навыки самообслуживания у них развиты не
полностью, так же как и манипулятивная деятельность.
При легкой
степени двигательных нарушений дети ходят самостоятельно, уверенно как в
помещении, так и за его пределами. Могут самостоятельно ездить на
городском транспорте. Они полностью себя обслуживают, достаточно развита
манипулятивная деятельность. Однако у детей могут наблюдаться
неправильные патологические позы и положения, нарушение походки,
движения недостаточно ловкие, замедленные. Снижена мышечная сила.
У детей с ДЦП наблюдается:
1. Нарушение координации движения глаз и рук.
2.
Замедленное, недостаточное, недифференцированное зрительное восприятие,
обусловленное невозможностью фиксации взора и прослеживание за
предметами.
3. Нарушение координации движений, общая психомоторика, что приводит к патологии восприятия собственных ощущений и движений.
4. Ребёнок недостаточно узнаёт предметы на ощупь.
5. Двигательные нарушения усиливают нарушения артикуляции моторики и звукопроизношения.
6.
Нарушается взаимодействие зрительно – моторных и оптико –
пространственных систем, что затрудняет формирование автоматизированных
движений руки.
7. Отмечаются пространственные нарушения и
пространственная дезорганизация (дети часто не могут довести начатое
дело до конца) .
8. Трудности в воспроизведении движений по образцу.
9. Нарушается темп выполнения и воспроизведения.
10. Снижена двигательная память и замедленный, неуверенный темп при переносе двигательных поз пальцев с одной руки на другую.
11. Если движения пальцев рук отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Все перечисленные особенности у детей сочетаются с общей моторной недостаточностью.
Причины
недостаточного развития моторики различны и многообразны. Но ДЦП не
является прогрессирующим заболеванием. Чтобы развитие зрительного,
тактильного, двигательного восприятия по возможности приближалось к
норме, необходимо систематически проводить специальную коррекционную
работу.
С возрастом при правильном лечении, реабилитации и
своевременно организованной коррекционной работе состояние ребенка, как
правило, улучшается.
Развитие мелкой моторики и координации движений
являются одними из важнейших аспектов развития детей. Руки участвуют во
всех рабочих движениях ребёнка.
Формирование двигательных функций, в
том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия
ребенка с окружающим предметным миром. Руки – это наш рабочий орган.
Именно через него мы получаем сведения о мире, играем, исследуем,
творим. Формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев
рук, стимулирует развитие нервной системы, всех психических процессов и
речи. Игры и упражнения на развитие мелкой моторики дают возможность
развивать мышечные и тактильные ощущения, расширяют кругозор,
стимулируют развитие творческого воображения. Благодаря таким играм
ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается
внимательность и способность сосредотачиваться.
Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, необходимо проводить с детьми углубленную работу в этом направлении
На
основе движения и определенных видов практической деятельности
формируются процессы восприятия, которые имеют активный характер и
являются познавательными. Постепенно с их развитием появляются
психологические предпосылки для освоения более сложных видов
практической деятельности, что, в свою очередь, способствует развитию
более высокой ступени восприятия. Одновременно в процессе усвоения
детьми ряда умений и навыков происходит совершенствование тонкой
моторики рук, что положительно влияет на развитие речи и
совершенствование коммуникативных навыков. В процессе занятий, связанных
с предметно-практической деятельностью, также формируются личностные
качества ребенка – усидчивость, целеустремленность, аккуратность,
трудолюбие; расширяются представления об окружающем мире; параллельно с
этим происходит формирование пространственных представлений.

Похожие новости

Select the fields to be shown. Others will be hidden. Drag and drop to rearrange the order.
  • Фото
  • Цена
  • Наличие
  • Availability
  • Добавить в корзину
  • Краткое описание
  • Content
  • Вес
  • Размеры
  • Additional information
  • Attributes
  • Custom attributes
  • Custom fields
Click outside to hide the comparison bar
Compare
Заявка на рассрочку
Оставьте заявку на товар в рассрочку и наш специалист сразу свяжется с вами и расскажет все условия.
Способ оплаты
Рассрочка от Тинькофф на 12 месяцев
Быстрый платеж, без ввода данных карты. Для карт РФ
Оплата картой, выпущенной в РФ
Оплата в EUR, картой всех стран мира, кроме РФ и РБ
Способ доставки
Самовывоз
По адресу 191123, г.Санкт-Петербург, ул.Кирочная д.33
Доставка по Санкт-Петербургу
Стоимость доставки курьером/машиной по Санкт-Петербургу - 500 руб.
Предоставляем заказчикам возможность самостоятельного выбора Транспортной компании:
Работаем с Деловыми Линиями, ПЭК, DPD, РАТЭК, Энергия, Jet Logistic, СДЭК.
Заявка на получение
Кровать функциональная с (механическим, пневматическим) приводом. Модель «Rebq 4» (Производитель: ООО «РЕАБИЛИТИК», г. Москва).
Оставить заявку
Расчет проекта
Сделаем лестницу любой сложности доступной для маломобильных групп населения