В связи с
вступлением в силу с 01 января 2016 г. Приказа Министерства труда и
социальной защиты РФ от 31 июля 2015 г. N 528н «Об утверждении порядка
разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или
абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или
абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными
учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм» на базе
администрации СП «Пожег» прошел семинар с родителями, воспитывающими
детей инвалидов на тему: «Организационные вопросы деятельности
учреждений социальной защиты населения в рамках работы по реализации
индивидуальной программы реабилитации или абилитации (ИПРА)
ребенка-инвалида».
Семинар был посвящен теме ИПРА (Индивидуальной
программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, ранее
называвшейся ИПР): как ее получить, как добиться правильного
составления, как включить в этот важный документ все необходимые
ребенку-инвалиду услуги. Большинство из участников семинара – родители,
которые не первый раз уже получают ИПРА.
В ходе семинара выяснилось,
что родители, столкнувшись с получением новой ИПРА, будучи юридически
неподготовленными, делают немало ошибок. В результате родители,
воспитывающие детей с инвалидностью, получают на руки реабилитационную
программу с неполным перечнем услуг, а это значит, что они будут лишены
поддержки государства в обеспечении многих сторон их нелегкой жизни.
По
итогам семинара, родители усвоили, что ИПРА – очень важный документ, он
дает возможность получать значительную государственную помощь по уходу
за ребенком с инвалидностью. К получению ИПРА надо отнестись со всей
серьёзностью, с юридической стороны подготовиться, не торопиться при её
составлении и получении и, главное, постараться получить все, что
необходимо ребенку (родственнику) – инвалиду.
По итогу семинара родители узнали:
Во-первых, что может включать в себя ИПРА. Например, раздел «ТСР
(Технические средства реабилитации) – это памперсы, пелёнки,
абсорбирующее белье, коляски, ортопедическая обувь, вертикализаторы,
ходунки, корсеты и тутора, реклинаторы, слуховые аппараты, поручни,
ступеньки и доски для ванной, противопролежневые матрасы и т.п., а также
ремонт этого и другого оборудования. Всё это, при наличии показаний,
можно получить бесплатно, если это будет вписано в ИПРА. А ещё есть
разделы ИПРА «Медицинская реабилитация», «Социальная» (в том числе
социально-средовая, социально-психологическая, социально-бытовая и
социокультурная), «Профессиональная» (в том числе рекомендации по
условиям обучения), «Физкультурно-оздоровительные занятия»,
«Санаторно-курортное лечение».
Во-вторых, где и как получить ИПРА. В
той медико-социальной комиссии (бюро МСЭ), где ребенок-инвалид проходит
освидетельствование или переосвидетельствование на инвалидность.
Собственно, родители получают ИПРА вместе со справкой МСЭ. Но для этого
они должны заранее подготовиться: в их форме-направлении на МСЭ должны
быть вписаны рекомендации врачей на получение тех или иных услуг,
приложены специальные выписки. Важно принести рекомендации других
специалистов (из ЦЛП, школы, колледжа, интерната, других учреждений), а
также иметь при себе старую ИПР.
В- третьих, согласно новому порядку
получения ИПРА, в ней сейчас не указываются конкретные сроки и
исполнители тех или иных реабилитационных мероприятий (это делают
соответствующие ведомства), а ставятся «галочки» – нуждается ли в них
пациент или нет. Понятно, что родители заинтересованы, чтобы в их ИПРА
появилось как можно больше галочек «нуждается», и надо этого
целенаправленно добиваться. Если по каким-либо причинам бюро МСЭ
отказывается рекомендовать вам те или иные услуги, просите ставить хотя
бы галочки «не нуждается» – в этом случае вы сможете впоследствии в
течение одного месяца оспорить полученную ИПРА в той же МСЭ или в
вышестоящей инстанции. Если же прошло много времени, и родители не
воспользовались правом оспаривания, а ИПРА их не устраивает, они могут
пройти процедуру «коррекции ИПРА» или получения новой. Но тогда им,
конечно, придется снова проходить всех врачей, брать заключение и
направление на МСЭ.
Большое внимание уделили вопросу о том, как
зафиксировать в ИПРА право ребенка/подростка на тьютора-сопровождающего в
школе, колледже или дошкольном учреждении. Вопрос о праве на
санаторно-курортное лечение тоже потребовал подробных разъяснений, также
как и особенности внесения в программу «профессионально-трудовых» и
«спортивных» рекомендаций. На все вопросы присутствующих специалисты
постарались ответить как можно более подробно и доступно. Также после
общей дискуссии каждый желающий имел возможность получить индивидуальную
консультацию у юриста. Некоторые из родителей смогли поделиться
собственным опытом в получении программы реабилитации.