Лучше – дважды, если надо – больше.
И перестаньте уже тянуть спастичные мышцы!
Леонид Михайлович Зельдин — кинезиотерапевт с многолетним стажем, специалист по движению Центра Лечебной Педагогики.
«Исключительно
редко спастика — самостоятельная проблема. Как правило спастика —
компенсаторное замещение отсутствующей или слабой функции. Поэтому в
покое у не совсем затерроризированного ребенка она пропадает. За
функциональной ненадобностью.
Основные инструменты преодоления
спастики поэтому крайне просты: не надо предъявлять ребенку невыполнимых
для него требований и надо, создав условия для ухода спастики и конечно
помогая ей подвинуться, выстраивать, выращивать отсутствующие или
слабые функции.
Большинство приемов “снятия спастики” просто срывают адаптированность…
…Особо
надо сказать, что столь популярное, видимо из-за удобства выполнения,
симметричное разведение ног с целью “растяжения” аддукторов не надо
делать никогда. Вообще забыть. Зачастую на годы. Потому, что практически
у каждого ребенка, у которого были или есть проблемы с аддукторами, на
этом месте — баАльшая психическая травма. Кроме того, что это крайне не
эффективное занятие. Разрабатывать аддукторы в некоторых случаях, как
эпизод, так можно, если осторожно и квалификация очень высокая, и нет
психотравмы, но она есть практически всегда, и с квалификацией сами
понимаете как дела обстоят.
Аддукторы у ребенка вообще слабые мышцы.
А у ДЦПенка еще и часто сильно паретичные. При симметричном нагружении
их весом взрослого нормально срабатывает защитное напряжение, так как
человек совершенно рефлекторно пытается сохранить некоторый
потенциальный запас возможности двигаться, которую взрослый
последовательно пытается отобрать.
Чтобы понять положение, в котором
оказывается ребенок, попросите кого-нибудь зажать вас в каком-нибудь
безвыходном и неудобном положении, почти вывихнув Вам при этом сустав.
Любой. Достаточно палец на руке. Больно. И при этом достаточно активно
пытался бы его “растягивать”. С тупой механической безапеляционностью.
Настоятельно рекомендую попробовать, а не только прочитать.
Поначалу
ребенок всегда пытается добиться, чтобы с ним такого не делали. Потом
вроде как сдается, перестает сопротивляться. Только он при этом очень
часто надолго и трудноустранимо отказывается вообще знать, что у него
есть и эти мышцы и эти движения. Игнорирование называется. Состояние,
отлично заменяющее парез любой тяжести. Просто до неразличимости. Почти.
При этом все как один любители такой “растяжки” не помнят даже о
том, что спастика, как и медаль, имеет две стороны: в одну сторону
спастичная мышца расслаблена зачастую только в очень маленьком диапазоне
движения и тонус ее быстро нарастает при растяжении. А в другую сторону
у такой мышцы ВСЕГДА СНИЖЕНА СОКРАТИТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ. Ее вообще
нельзя просто так растягивать, не добиваясь одновременно роста
сократительной способности. И встраивания этих сокращений в моторные
функции. Иначе результатом оказывается только видимость успеха. За
которой прячется ухудшение прогноза.
…Обычно в этом месте использую следующую иллюстрацию.
Представим
себе ребенка со спастикой в бицепсе. Рука очень плохо разгибается в
локте. Только до 90 градусов. Похоже, контрактура. Все плохо. Почти.
Ребенок ест этой рукой. Достает до рта. Ему хватает сократительной
способности бицепса для этого. И мы кидаемся срочно этот бицепс
разрабатывать. И добиваемся успеха, разгибаем локоть. Только ребенок
перестает при этом доставать до рта. Кисть этой руки вообще выпадает из
освоенной ребенком функциональной зоны и он просто перестает ею
пользоваться. Как вы оцените такое “достижение”?
Поэтому в
частности, хотя есть и еще множество причин, с аддукторами надо работать
по одному, хотя это и гораздо менее удобно. Научившись сначала не ногу
крутить, это не сложно, а контролировать правильное положение таза, не
создавая неправильных напряжений и положений.»
Блог Леонида Михайловича Зельдина: http://ktyz.blogspot.ru/
Книга:
“Развитие движения при различных формах ДЦП.” ( сюда не выкладываю, но в
сети её легко найти. Очень советую к прочтению тем, для кого эта тема
актуальна)