С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон № 442-ФЗ от 28
декабря 2013 года «Об основах социального обслуживания граждан в
Российской Федерации». Прошел год, и можно подвести первые итоги. О
том, с какими трудностями приходится сталкиваться сегодня и как
превратить имеющиеся проблемы в преимущества, рассказала Светлана
Анатольевна Руденко, директор Центра социального обслуживания граждан
пожилого возраста и инвалидов города Батайска.
— Первое, с чем нам пришлось
столкнуться, — это несовершенная нормативно-правовая база, но на данный
момент всё более-менее пришло в норму. Затем мы, просмотрев и взвесив
все за и против, провели оптимизацию штатной численности. Некоторые
услуги перевели на аутсорсинг, уменьшили штатную численность работников
путем перераспределения нагрузки, в том числе на социального работника.
Если ранее на одного социального работника приходилось 10 человек
обслуживаемых, то сейчас может быть и 8, и 17 человек. Всё зависит от
количества социальных услуг, необходимых получателю, которые оказывает
работник. В соответствии с Федеральным законом № 442-ФЗ социальное
обслуживание может получить любой гражданин, признанный нуждающимся в
социальном обслуживании, согласно его индивидуальной программе. И
услуги необходимо оказать круглосуточно с момента предоставления
получателю индивидуальной программы на основании заключенного договора.
При этом законодатель не предусматривает ожидание в очереди. У нас
количество получателей социальных, находящихся на надомном обслуживании,
в прошлом году составило 1240 человек при установленном нормативе 1080
человек. И в законе установка не на количество получателей, а на
количество оказанных социальных услуг, — рассказала Светлана Руденко. —
Хочу подчеркнуть, что в прошедшем году нашим центром выполнено
муниципальное задание на 100% по всем параметрам.
— Услуги соцобслуживания бесплатные?
— Не для всех. Бесплатно они предоставляются несовершеннолетним,
лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, и тем, чей доход
на дату обращения не превышает полуторной величины прожиточного
минимума.
— Недавно вы вернулись со Всероссийской конференции
«Квалифицированное управление учреждениями социального обслуживания в
условиях экономического кризиса». Была ли полезна встреча с коллегами?
— Я вернулась под большим впечатлением и от самой конференции, и от
встречи с коллегами. В Московской области сократили управления соцзащиты
населения, при этом большая часть функций передана многофункциональным
центрам, а часть — центрам социальных услуг, и выполняют их отделения
срочной социальной помощи, которые сохранены у них, а в нашей области
сокращены с 2013 года. Хотя мы, я имею в виду центры в нашей области,
продолжаем оказывать эти услуги в не меньшем объеме. Из
специализированных отделений социально-медицинского обслуживания
созданы отделения патронажной службы, что позволяет оказывать
медицинскую помощь всем получателям, находящимся на надомном
обслуживании, если эти услуги прописаны у них в индивидуальной
программе. Конечно, хочется перенять этот опыт. Порадовалась за коллег —
к ним прислушиваются. К примеру, при разработке пилотного проекта по
внедрению планшетов для социальных работников все их замечания и
предложения учитываются. И что интересно, в центре, который мы
посетили, количество населения такое же, как у нас в городе, и остаток
на счете в прошлом году, к удивлению, такой же, как у нас, но средства
никто не забрал, и более того — это ставится в заслугу, а не в
нарушение. Центрам выделили специализированные автомобили для
инвалидов-колясочников. Мы тоже мечтаем о такой возможности.
Представляете, мы бы могли вывозить их не только в город, но и за
пределы города.
— Какие у вас планы на будущее?
— Планы есть: хочу ввести бригады по профилю: одна бригада убирает,
другая доставляет продукты и т. д., и, конечно, ввести для социальных
работников работу с планшетом. Кстати, наши коллеги из Ставропольского
края уже работают с планшетами. Мне кажется, будет более эффективно.
Источник: http://izvestia.ru/